Существует масса определений маркетинга. Известный специалист по маркетингу Игорь Манн в свое время насчитал свыше 500 определений.
Традиционно выделяются две крупные отрасли маркетинга: B2B — маркетинг (бизнес для бизнеса) и B2C — маркетинг (бизнес для частного потребителя).
B2С- маркетинг
Клиентами являются частные лица.
B2B- маркетинг
Клиентами здесь являются юридические лица и предприниматели. Среди основных характеристик данного рынка можно выделить:
1. Товары и услуги приобретаются не для собственного потребления. Они могут перепродаваться без изменения своих свойств (дистрибуция), с изменением своих свойств (например, сборка электрощитового оборудования из купленных комплектующих) или же использоваться в процессе производства (станки) или перепродажи (компьютеры, складские стеллажи).
2. Объемы закупок продукции существенно выше, чем на потребительском рынке
3. Другие каналы продвижения: выставки, конференции, семинары, прямые продажи
4. Другие принципы формирования цены
5. Более сложная, чем на b2c рынке процедура принятия решений. В частности, нередки случаи, когда решения о закупках продукции у определенного поставщика принимает специальная комиссия. Весьма распространены тендеры и иные формы конкурсных закупок. Некоторые компании практикуют аккредитацию своих поставщиков, и процесс этот нередко бывает длительным.
B2B — маркетинг имеет несколько подотраслей. Среди них: