В бизнесе уже набившая оскомину фраза «Мы живем в эру информации» приобретает совершенно новый оттенок. Здесь кто владеет информацией – в первую очередь, о конкуренте, – тот владеет рынком. Согласитесь, куда легче строить свою предпринимательскую стратегию, зная о планах соперников. Поэтому умение добывать такие «закрытые» данные может стать критическим фактором для любого бизнеса. Впрочем, равно как и умение противостоять коммерческому шпионажу.
Из глубины веков
Словосочетания «коммерческий шпионаж» или «промышленная разведка» слышали, наверное, все. Однако такое кажущееся далеким понятие на самом деле оказало немалое влияние на нашу жизнь. Самый простой пример – обычная компьютерная мышь. Идея манипулятора, по слухам, была банально позаимствована компанией Microsoft у своего ближайшего конкурента Apple. Правда, согласно все опять тем же слухам, уже успевшим превратиться в одну из легенд знаменитой Силиконовой долины, появление мыши в самой «яблочной» компании тоже произошло не совсем «изобретательским» путем.
Когда появился экономический шпионаж впервые – сказать сложно. Еще в Средние века монахи-иезуиты проникали в Китай с дипломатическими делегатами с целью выведать секреты изготовления знаменитого фарфора. Не гнушались нечестными способами и европейские промышленники, страстно желавшие узнать тайные технологии конкурентов. Впрочем, и на Руси хозяева уральских заводов засылали мастеров друг к другу под видом простых рабочих для того, чтобы не отставать от соседей.
Официальной датой появления первой документально подтвержденной конкурентной разведки принято считать конец XIV века. Немецкий Дом Фуггеров фактически создал первую частную разведслужбу, основой которой служили многочисленные представительства фирм в различных европейских странах. Информация, собранная этой сетью, использовалась среди сотрудников торгового дома в виде «новостного манускрипта». Этот документ, который, по сути, являлся дайджестом, содержал коммерческую и политическую информацию, поступавшую со всех территорий, входивших в зону интересов компании. Возможно, что именно это впоследствии позволило Фуггерам занять ключевое положение на европейском промышленном рынке и открыть первый на континенте банковский дом.
Сегодня промышленный шпионаж поставлен на поток. Развитие компьютерных технологий сделало конкурентную разведку доступной не только для крупных, но и для небольших компаний. Существуют целые коммерческие структуры, оказывающие своим заказчикам подобные специфические услуги.
Естественно, разведкой «в текущем режиме» занимаются и штатные сотрудники крупных фирм, задача которых — вовремя положить топ-менеджменту на стол аналитическую записку о состоянии дел и ближайших планах конкурентов. Об особенностях своей работы такие специалисты говорить не любят, а если и рассказывают что-нибудь, то только на условиях полной анонимности.
Шпион за соседним столом
— На самом деле все участники рынка прекрасно знают, что в каждой компании сидит свой «крот», — рассказывает один из сотрудников службы безопасности крупного белгородского животноводческого холдинга. – Мы, например, узнаем о грядущем повышении оптовых цен у конкурентов практически сразу. Точно так же и они прекрасно знают, что происходит у нас. Не скажу, что это хорошо, но, в принципе, на эту ситуацию руководство почему-то закрывает глаза. Почему – не знаю.
Как это не неприятно осознавать, но «шпион» может оказаться за соседним столом. Причем не обязательно такой человек может работать за деньги. В регионах все специалисты, работающие на одном рынке, друг друга знают, общаются и, естественно, делятся информацией. Просто так – «по дружбе».
— Может быть, сложившееся положение дел всех устраивает и потому, что, в любом случае, информация распространяется очень быстро: если нам не расскажет о происходящем в компании-конкуренте свой человек, секретами поделятся клиенты, — продолжает рассказ сотрудник службы безопасности. – Рынок – узкий. Очень многие фирмы, закупающие у нас продукцию, работают сразу с несколькими торговыми домами агрохолдингов.
По словам другого нашего собеседника, Сергея (также сотрудника СБ, но уже крупного воронежского предприятия), чаще всего конкуренты «сотрудничают» с менеджерами среднего звена — теми, кто имеет доступ к документации, связи. Другой, более дешевый способ – подкупить работников канцелярии, работающих с бумагами, в том числе и содержащими коммерческую тайну.
Естественно, если речь идет о действительно серьезной коммерческой тайне, то в дело вступают «тяжеловесы» – специальные консалтинговые фирмы, готовые за энную сумму внедрить самого настоящего мастера конкурентной разведки «в тыл врага». О своих профессиональных тайнах такие люди говорят неохотно.
— Просто подозревайте всех, — посоветовали в компании, специализирующейся на поиске конфиденциальных сведений, на которую мы вышли под видом заказчика, найдя координаты «шпионов» в Интернете. – У каждого человека есть своя цена. Любого можно купить. Самый простой способ залезть к генеральному директору в ящик стола – устроить «своего» человека на работу техническим сотрудником. Обычная уборщица, на которую никто никогда не обратит внимания, имеет доступ к документации больший, чем у первого зама главы предприятия.
Поэтому стоит помнить, что важные документы лучше все-таки пропустить через шредер, чем просто смять и выбросить в корзину. Кроме того, если ваш бизнес вам дорог, то хорошо бы обзавестись привычкой Глеба Жеглова – переворачивать ценные документы «лицом» вниз в присутствии других лиц. Вполне вероятно, что улыбчивый коллега давно на зарплате у конкурентов и прекрасно умеет читать текст издалека и в перевернутом виде. Последнее, к слову сказать, не так уж и сложно после нескольких недель практики.
Примечательно также, что, по данным экспертов компьютерного рынка, взломы корпоративных сетей в четырех случаях из пяти осуществляется сотрудниками родной компании.
В открытом доступе
Между тем мало кто из предпринимателей понимает, что зачастую конкурентам не надо прибегать к услугам каких-либо «специфических» контор или внедрять в ряды партнеров по рынку шпионов. Очень много информации о деятельности компании и так находится в открытом доступе. И здесь противостоять утечкам очень даже возможно.
Во-первых, сегодня эксперты одной из основных угроз утечек считают социальные сети. Многие из нас слишком привыкли к этому атрибуту повседневной жизни и не понимают, что для некоторых анализ информации из «Одноклассников» или «Вконтакте» — повод для размышлений. Директор по продажам пишет в своем блоге, что отправляется в командировку в другой регион? Возможно, это первый шаг для выхода на новые рынки сбыта. Рядовой сотрудник выложил фото рабочего места? На заднем плане прекрасно виден прототип нового продукта. Перечислять можно до бесконечности. Возможно, кто-то посчитает подобное паранойей, но достаточно вспомнить несколько скандалов, когда крупные западные фирмы увольняли своих сотрудников за излишнюю откровенность в социальных сетях, и все сразу встанет на свои места.
Естественно, со счетов не надо сбрасывать и открытые источники. Хороший аналитик выдаст вам справку о состоянии дел у фирмы-конкурента, посидев несколько часов в Интернете. Несмотря на кажущуюся очевидность, мало кто пользуется открытыми источниками, хотя они достаточно эффективны.
— В сфере телекоммуникаций крайне конкурентный рынок, соответственно, и достаточно насыщенное информационное поле: сайты компаний, новости, аналитика агентств, СМИ, которые традиционно много пишут об операторах связи. Мы активно используем эти источники информации о конкурентной ситуации на рынке, — говорит представитель пресс-службы «МТС-Центр» Мария Лапук.
Вывод: рядовые сотрудники должны поменьше общаться с прессой и поменьше распространяться о работе в социальных сетях. Неслучайно во многих крупных корпорациях на использование последних существует строгий запрет. Впрочем, такие меры предосторожности помогут только в случае, если конкуренты за вами наблюдают в режиме мониторинга. От профессиональных «охотников за секретами» компанию, как ни прискорбно это звучит, скорее всего, не спасет ничто.
Дело техники
Представьте себе устройство, внешне ничем не отличающееся от обычного переходника для мыши или клавиатуры PS/2-USB. Аппарат размером всего в несколько сантиметров носит название Key Katcher. Как понятно из названия, устройство перехватывает и записывает нажатия клавиш, информацию впоследствии можно извлечь из встроенной флеш-памяти емкостью до 128 килобайт. Подобное шпионское устройство – один из классических примеров кражи информации с чужих компьютеров. Представьте себе: рано утром, когда в офисе еще никого нет, «уборщица» подключает аппарат к вашему компьютеру, а поздно вечером забирает обратно. Просто и незаметно. Этот пример позволяет понять, насколько уязвима фирма против технических средств.
Крупные специализированные компании обладают полным набором шпионских гаджетов, купить которые сегодня не составляет особого труда, если позволяют деньги. Это и «дальнобойные» микрофоны, и банальные скрытые камеры и подслушивающие устройства, и, естественно, компьютерные программы. Последние могут как просто напакостить, безжалостно уничтожив все данные с центрального сервера компании-конкурента, так и просто дать доступ в корпоративную сеть или к конкретному компьютеру постороннему человеку.
К слову сказать, по оценкам МВД РФ, годовой оборот отечественного рынка радиоэлектронных средств в России составляет порядка 2 млрд долларов, при этом оборот рынка средств защиты от наблюдения с помощью спецтехники составляет не более 200 млн долларов. При этом эксперты считают, что в мире выявляется только 1-2% применяемой шпионской техники, а оставшиеся позволяют получить до 60% информации.
В регионах, правда, использование технических новинок не так распространено. Как отмечает наш собеседник Сергей, учитывая, что большая часть сотрудников служб безопасность в компаниях – бывшие работники силовых структур, то и обращаются они за помощью к своим старым приемам. Отсюда и достаточно узкий набор средств разведки – наружное наблюдение, прослушивание переговоров. «В Воронеже промышленный шпионаж по большей части сводится к сбору компромата», — уверяет Сергей.
Впрочем, на любое действие всегда найдется противодействующая сила. Насколько рынок сегодня кишит «шпионскими» предложениями, настолько сложно отбиться от желающих помочь вам сохранить все секреты компании в тайне. Однако потенциальные «защитники» могут быть не кем иным, как теми засланными вашими конкурентами разведчиками. Помните и об этом, главное — не скатиться от банальной осторожности в манию преследования.
Источник: abireg.ru