Конкурентный разведчик: «Наша тактика — не похищение, а знакомство и расспрос объекта…»

Накануне семинара мы пообщались с инструктором, который будет его вести.

Наш сегодняшний собеседник — Савелий Семеркин. Найти его фото в интернете не получится. Возможно, потому что он, как никто другой, знает, что порой одной единственной фотографии достаточно, чтобы скомпрометировать многое.

— Савелий, какую информацию о предприятии можно собрать в интернете?

— Собрать можно много информации. Во-первых, есть каталожные сайты, типа «желтых страниц». Они находятся в прямом доступе в интернете. Дальше — различные упоминания в СМИ: интервью руководителей, заместителей директора, главных инженеров, других сотрудников предприятий. Прочитав их, тоже можно кое-что «выудить».

Часто в прессе появляются статьи, публикуемые пиар-отделами. Предприятия должны себя рекламировать, ведь конкуренция все-таки есть. Крайне редко можно найти отрасль, в которой нет конкуренции, это единичные случаи. И, когда предприятия о себе что-то рассказывают, бывает, что и «лишнего сболтнут». Например, «на данный момент у нас работает столько-то сотрудников». Для конкурентов — это иногда важная информация.

Поэтому важны не только каталожные сайты, но и материалы в СМИ. Но их нужно «прочитывать» подробно. Есть даже такое определение — «анализ неструктурируемой информации». Игорь Нежданов — один из ведущих российских коллег по конкурентной разведке, даже ведет такой специальный курс. И он учит, что, когда идет интервью или рекламная статья, в ней всегда есть не только эмоции, но и сухие факты. И если эти факты выуживать, собирать в кучку, систематизировать, то получается определенная картина.

Это то же, что делают аналитики государственных разведок, когда что-то пытаются выяснить — вот открытый источник, вот мы из него взяли информацию и дальше ее обработали.

— Но есть же довольно крупные предприятия, которые избегают упоминаний в интернете? Про них можно что-то найти?

— Я, честно говоря, впервые о таком слышу. Но, может быть, они сами себя не рекламируют. Может быть, что-то еще. Но есть социальные сети, есть профильные форумы, есть бывшие сотрудники, которые иногда размещают резюме для поиска работы.

Возможно, не все найдется в интернете, но в этом-то разведка, может быть, и отличается от маркетинга. В маркетинге, что ты нашел, то нашел. Провел какие-то соцопросы, собрал фокус — группы и их протестировал. А действует по-другому. Например, мы нашли резюме старого сотрудника. Мы можем с ним побеседовать. Это могут быть притворные переговоры или просто прямой опрос. «Вот вы работали в такой-то компании? Мы не выпытываем секреты, но нам бы была интересна такая-то и такая-то информация».

Иногда люди даже дистанционно отвечают. Если вы найдете такого человека на форуме и правильно с ним «поработаете», то можно даже «околосекретную» информацию «уточнить». Например: «А у нас на предприятии делают вот так? А у вас?»

Он отвечает: «А у нас так не делают». И этот ответ уже проливает свет на то, что у них так вот не делают. Это может быть довольно важно.

— Была пару лет назад шутка, что раньше были секретные сотрудники, которые все выясняли и подслушивали, а сейчас они уже не нужны, потому что есть соцсети, где человек сам все напишет и о себе расскажет. Так ли это на самом деле?

— По большому счету так и есть. Когда человек работает на предприятии, он утром побрился, надел рубашку, галстук, пиджак, пришел на работу — он собран и сосредоточен. А вечером он расслабился, сидит на каком-то форуме, попивает пиво, чай, кофе — и в это время ведет непринужденную беседу о политике, рыбалке, пчелках, еще чем-то.

И тут вскользь какой-то вопрос о работе проскочил, еще что-то. Человек в этот момент более расслаблен, чем на работе. А тому, что соцсети стали «добровольным стукачом», поспособствовало человеческое тщеславие.

Был большой скандал в России, когда соцсети только-только появлялись. Бывшие сотрудники силовых ведомств (разведки — в том числе) писали в соцсетях: «Окончил в таком-то году такое-то учебное заведение». Скажем, разведшколу, Высшую школу КГБ, Высшую школу СВР и так далее. Люди о себе начали писать. Вот вам уже готовая база данных.

В Беларуси есть аналог LinkedIn и E-xecutive — kollega.by. Когда появился этот ресурс, я с его разработчиками пообщался. Они утверждают, что их продукт абсолютно не похож на вышеназванные сервисы. Может быть. Но я его использую, как тот же LinkedIn и E-xecutive, когда нужно о предприятии собрать какую-то информацию. Находятся люди, находятся персоналии, с которыми в личных сообщениях можно списаться, задать какие-то вопросы.

Иногда, даже не получив ответ на какой-то вопрос, можно понять, что эта тема для собеседника закрыта. Значит, что-то в этой теме есть. Возможно, я что-то «нащупал». Если обратиться к истории, то когда-то все это делалось через газеты.

Есть опыт Первой мировой войны. В газетах писали, что на бал в городе прибыл командир такого-то уланского полка, гренадеры таких-то полков. И из газет можно было запросто узнать, какие части стоят в этом городке. Примерно то же самое можно получить сейчас в социальных сетях.

А если еще и втереться к человеку в доверие и перейти с ним на уровень доверительных отношений, то вполне вероятно, что он ответит и на многие вопросы. И не надо, как говорится, применять пытки, и «ставить утюг на живот».

Непубличное общение в личной переписке, на некоторых ветках форума людей иногда даже провоцирует. Я знаю одного инженера-разработчика уникальной техники. Он однажды пришел на российский форум и начал там немного свысока обсуждать одну тему: «Ерунда — это все. Такие конструкции давно уже никто не делает. Все делают уже немножко по-другому».

Ему начали отвечать, что по-другому не бывает. Он, в сердцах, написал, как это бывает по-другому, и в итоге — свое ноу-хау раскрыл. Его, грубо говоря, «взяли на слабо».

Как в детской песочнице: «А слабо на дерево залезть?». «Не слабо!» — взял и залез. Так и здесь: «А слабо объяснить, как это?» — он взял и объяснил. По большому счету, это не был государственный секрет — это была его разработка, но он потом очень обиженно рассказывал мне про этот случай. Мастера выпытали.

Продолжение интервью мы опубликуем в ближайшие дни
Источник: infobank.by»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
This entry was posted in Публикации and tagged , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *