Эксперт: «Даже самая маленькая «конторка» будет иметь свою страницу в интернете»

— Савелий, можно ли привести случаи, которые на слуху, когда сбор информации приводил к победе конкурентов или даже к разрушению их бизнеса?

— Вот яркий и общеизвестный пример. Компания «Polaroid» первой запатентовала принцип цифровой фотографии. Но по какой-то причине они посчитали это направление не перспективным и не стали его развивать. Теперь можно посмотреть, как продвинулся этот сегмент рынка, и где сейчас «Polaroid».

Они запатентовали принцип, а патентная база абсолютно открыта, по ней есть легальный поиск, с любым патентом ознакомиться. Кто-то, ознакомившись с темой, просто начал ее развивать и делать большие шаги в этом направлении. Сегодня цифрового фотоаппарата нет только у ленивого. Детишки в детском саду — и те ходят со стареньким смартфоном, где уже есть встроенный цифровой фотоаппарат.

Возможно, в этом примере не показывается, что компания разорилась и все потеряла из-за опубликованной информации. Однако, они запатентовали разработку, но не стали ее развивать, чем воспользовались конкуренты.

— А как вообще происходит сбор информации в сети? К вам приходит заказчик и говорит, что ему нужна информация об определенной компании. И что дальше? Вы разрабатываете схему работы или действуете стихийно?

— Любая работа примитивно начинается с обращения к поисковику. Например, меня интересует компания «Бобры и галоши». Мы набираем в поисковике: «Бобры и галоши». Официальный сайт». Заходим на этот сайт и начинаем его изучать, если он, конечно, есть. Бывают у нас компании, которые не имеют своих официальных сайтов. Но сейчас их становится все меньше и меньше — скоро даже самая маленькая «конторка» будет иметь свою страницу в интернете. Я даже знаю маркетологов, коучей, бизнес — тренеров, которые работают в одиночку, но имеют свои сайты.

Поэтому все начинается с изучения сайта. Если его нет, то, наверняка, где-то в интернете будет упоминание об этой компании. Дальше — начинаем все это собирать, систематизируем, читаем, перевариваем и выписываем безэмоциональные факты.

Что значит — безэмоциональные факты? Я как-то делал обзор по белорусским сыродельным предприятиям. Более двадцати предприятий рассказывают про себя, что они входят в десятку крупнейших сыроделов Беларуси 🙂

Как это происходит?! Возможно, кто-то когда-то входил в ТОП, когда делал свой сайт, и тогда себя в десятку вписал. А теперь предприятие лет 5 уже не в десятке, но сайт не обновляется, и информация о лидерстве «висит». Такие «эмоции» мы отметаем. Ищем лидеров за прошлый год.

Затем идет поиск в офф-лайн. Можно обратиться в Министерство юстиции. Также есть компании, в которых можно заказать информационную развернутую справку об интересующем предприятии. Например, при Торгово-промышленной палате есть компания «КРБС», которая выдает такие справки с указанием информации: об учредителях, о долях собственности. Но, конечно, без указания персональных данных — там будет ФИО директора и телефон приемной. Поэтому то, что мы найдем на сайте, можно будет дополнить сведениями из такой справки.

Затем идет поиск по интернету: по упоминаниям в электронных СМИ, сотрудников, людей, которые с ними сталкивались. Учитываем отзывы — это тоже очень интересная вещь. Тем более, если компания серьезно работает с отзывами. Например, на какой-то отрицательный отзыв маркетологи дают ответ, пытаются разобраться с произошедшим. Из этого можно много почерпнуть полезной информации. И, конечно же, социальные сети. Там можно найти людей, пообщаться с ними.

В общем, определенный механизм поиска существует, но жестко он нигде не прописан. Можно сказать, что в конкурентной разведке существует единственное четкое правило разведывательного цикла, которого мы и придерживаемся:

Сначала ставится задача, определяются цели, по которым надо поработать, и информация, которую надо собрать. Затем эта информация собирается, интерпретируется, проверяется, анализируется. На основе этой информации даются рекомендации руководству по принятию решений. Руководство, получив эту информацию, снова уточняет задачу, изменяет ее, добавляет новые ветки вопросов. Круг замкнулся, и начался следующий.

При работе с информацией процесс сбора — это всего лишь один пункт из 7-10 других пунктов по работе с информацией. Просто он более популяризован благодаря детективным романам и фильмам о Джеймсе Бонде. Существует миф, что собрать информацию — это самое сложное. На самом деле — это только одно звено из десятка звеньев: какую информацию надо получить, где взять источники информации, как её получить и «залегендировать» процесс сбора информации.

Информацию надо обязательно проверить (вдруг это дезинформация), сопоставить с имеющимися данными и сделать выводы и рекомендации, которые в итоге представить лицу, принимающему решения.

— То, что вы рассказываете, перекликается с работой частного сыщика?

— Нет. Совсем нет. Единственное, в чем наша работа перекликается с работой частного сыщика — он тоже добывает информацию. Но я бы сказал, что наша работа больше похожа на работу маркетолога. Хороший маркетолог занимается не только тем, как «попилить» рекламный бюджет, но также продвигает продукт, создает ему хороший имидж, проводит исследования, опросы фокус-групп для предоставления рекомендаций руководству — как дальше продвигать продукт.

А детективных агентств, кстати, в Беларуси — нет. Де-юре детективная деятельность существует, а де-факто выдача лицензий прекращена с 1993 года, действие выданных лицензий приостановлено. Поэтому некорректно сравнивать то, чего в нашей стране «как бы нет», с конкурентной разведкой.

В России частные детективы есть, они занимаются слежкой за неверными супругами или частными вопросами, когда нужно найти «кусочек какой-то информации». Но они не работают по информационному циклу: поставить задачу, найти источники получения этой информации, получить и интерпретировать ее, довести до руководства.

Более того, в конкурентной разведке есть такое направление, как информационные войны. Детективы и маркетологи даже близко этим не занимаются. Их просто этому не учат. Также они не знают, как войти в информационное поле, исправить его, перевести на другие рельсы… Маркетологов этому не особенно учат. Ну, а детективы от этого вообще далеки.

У нас есть пересечение по пункту «сбор информации» со многими профессиями: журналистами, кадровиками, маркетологами, снабженцами. Ведь информацию ищут многие — не обязательно частные детективы. А дальше уже идут нюансы по обработке этих данных из расчета того, какую конечную цель требуется достичь…

Источник: infobank.by

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
This entry was posted in Публикации and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *